Оборудование для кочевых пасек
Чтобы быстрее подготовить пасеку к перевозке, требуется специальное оборудование — кочевая сетка, скрепы для крепления корпусов, строп-сетка и кочевая будка. Кочевая сетка предназначена для создания хорошей вентиляции внутри улья во время перевозки пчелиных семей, особенно на большие расстояния. Без сетки в дороге пчелы запариваются. На раму высотой 10 см натягивается или проволочная сетка с размерами ячей 2x2 или 3X3 мм, или редкая мешковина. Сетку (мешковину) прибивают к раме крепкими брусьями, на которые сверху можно ставить второй улей.
Обычно дно ульев скрепляется двумя брусками. Поэтому, когда улей ставят на кочевую сетку нижнего улья, то между дном и сеткой образуется свободное пространство, обеспечивающее доступ воздуха к пчелам. Если же дно ульев плоское (без брусков), то на нижние ульи кладут рейки, а на них ставят другие ульи. Сетка не только дает возможность свободно проходить воздуху, но и дополнительно создает пространство над рамками в 5—6 см. При сильном беспокойстве пчелы выку-чиваются сверху рамок и тем самым спасаются от запаривания.
Двухкорпусные, многокорпусные и ульи с магазинами перевозить невозможно, ес-ли не скрепить их друг с другом в одно целое так, чтобы корпуса и магазины не двигались. Чаще всего скрепляют корпуса перед кочевкой планками или дощечками при помощи гвоздей. Такое скрепление надежно, но при систематической перевозке приходится часто забивать в ульи гвозди и они быстро выходят из строя. Кроме того, когда за-бивают гвозди, то дополнительно беспокоят пчел, отчего они становятся злыми и пчеловоду трудно работать на такой пасеке. Много- и двухкорпусные ульи можно скреплять при помощи шарниров. К передней и задней стенке каждого корпуса прибивают по два навеса так, чтобы отверстия шарниров нижнего корпуса были на уровне верхнего и когда надо скрепить ульи, то через эти отверстия пропускается штырь. То же делается и у передней стенки, в результате чего корпуса будут прочно скреплены, что упрощает работу пчеловода.
Очень удобны для скрепления корпусов рамки с пряжками. Делают их из прорезиненного полотна или из толстой эластичной резины. Пользоваться ремнями просто и скрепление ульев производится быстрее, чем металлическими лентами. Пчеловоду необходимо изготовить ремни, хорошо освоить этот вид крепления и применять при кочевке. После погрузки ульев на автомашину или тракторную тележку необходимо быстро и крепко увязать их. Если связывать веревкой, то на это уходит больше времени, чем на погрузку. Чтобы избежать трудностей, необходимо на пасеке иметь постоянно несколько стропсеток. Хронометрируя работы, мы установили, что стропсеткой вывязывают в шесть раз быстрее, чем веревкой, и качество связки значительно лучше.
Стропсетку связывают так. Сначала делается каркас в виде четырехугольника из толстой веревки. К каждому (углу и к каждой стороне привязывают по две веревки, которые используются для крепления сетки к кузову (длина концов—2 м, размер каркаса 4X3 м). По середине каркаса вдоль и поперек привязывается еще по 2 веревки, между ними вяжутся веревки потоньше (15 мм) с таким расчетом, чтобы получились ячейки 30X25 см. Толстую веревку вместо узлов лучше привязать на стыках к кольцам. Во время крепления сетки к кузову машины кольца служат как бы блоками. Они являются основой стропсетки и позволяют легко заменить любую износившуюся ее часть. Общая площадь стропсетки 12 м2. Это позволяет увязать ульи на любой машине.
Стропсетка не только способствует быстрому и надежному закреплению всех ульев в машине, она также может служить для оборудования временных навесов на кочевой пасеке. Для этого ее достаточно натянуть на колья или между деревьями и накрыть толем или скошенной травой. На кочевой пасеке необходимо иметь хорошую будку, в которой можно укрыться от холода, дождя, а также работать, отдыхать. В палатках, когда идет снег (а в Сибири это не так уж редко), холодно, а днем слишком жарко. В будке можно установить кровати, столы. Удобно иметь железную печку для топки ее в холодное время. В настоящее время имеется много конструкций будок и давать подробное описание их устройства вряд ли необходимо. Отметим только общие требования. Будка долж-на быть легкой и разборной. Детали ее надо делать так, что бы любую часть можно было поднять и погрузить вдвоем Сборка и разборка будки не должна занимать много вре-мени. Она должна (в деталях) входить в кузов грузовой автомашины. Внутри будки надо иметь готовые откидные, как в вагоне, полки, вместо кроватей, и два столика: один для работы, другой для обеда.
Пчеловоды уезжают из дома на кочевку на несколько месяцев. Чтобы они и их помощники могли нормально работать, необходимы хорошие бытовые условия. Создать их во многом поможет кочевая будка, которая временно станет для них жилым домом. Вместо кочевых будок очень удобны помещения, устроенные из кузовов списанных автобусов. Салон большого автобуса используют так. Одну половину вместе с кабиной шофера приспосабливают для жилья, где делаются откидные полки, как в вагонах, уста-навливается стол для еды и стол для работы. Посередине автобуса делают душевую. На крыше устанавливается бак с водой, в котором она постоянно будет нагреваться солн-цем. За душем вторая половина автобуса оборудуется для откачки и хранения меда, запа-сов вощины, суши, медогонки и инвентаря В настоящее время широко пропагандируют телеги на автоприцепах. Вариантов очень много, на некоторые выданы авторские свидетельства, но промышленность их так и не выпускает.
Смысл вариантов общий: два автоприцепа соединяют длинными швеллерными балками, на которых устанавливают в два ряда пчелиные семьи. Положено такие телеги оснащать тормозами, стоп-сигналом, получить на него номер в ГИБДД и разрешение на пользование. Чаще всего этого не делают и вынуждены пользоваться ими с на-рушениями правил дорожного движения. На таких телегах на все лето устанавливают пчелиные семьи и перевозят к полям медоносных растений, не снимая с телег После окончания взятка телеги цепляют за автомашину или трактор и увозят на постоянное ме-сто.
Стоимость самодельных телег довольно высокая, но следует заметить, что хотя на них и экономится время при погрузке, то больше теряется при уходе за пчелами, т. к, де-лать это очень неудобно. К тому же, при перевозке на них пчел в тайгу поднимается такая пыль, что почти вся она летит на ульи.