Переход пчел от ульевых работ к полевым
Как уже говорилось, в каждом гнезде можно выделить три группы пчел. Легко различаются две из них: старшие, полевые пчелы (сборщицы) и самые молодые, нелетные пчелы. Третья группа состоит из молодых пчел, совмещающих работу в улье с вылетами в поле. После выхода из своей ячейки пчела присоединяется к группе нелетных пчел и выполняет все работы внутри улья. Продолжительность периода, в течение которого она остается в этой группе, определяется, по-видимому, объемом работ в улье.
Вид выполняемой работы зависит от ее физиологического состояния и потому связан с возрастом условно. Как только пчела из группы нелетных оказывается в улье без работы, у нее, вероятно, повышается интерес к танцам пчел, или к группе полевых пчел, или к пчелам третьей группы. Рано или поздно она мобилизуется и становится полевой, лѐтной пчелой. Привлечет ли ее танцовщица с пыльцой или танцовщица с нектаром, зависит от ее состояния. Если она испытывает белковый голод, то ее привлекут танцовщицы с пыльцой.
В ином случае она, видимо, предпочтет нектар. В первое время пчела-сборщица часто продолжает выполнять некоторые работы в улье, а значит и получать информацию о нуждах семьи. Например, если в семье не хватает воды или пыльцы, пчела ощущает недостаток этих веществ в своем организме, и это побуждает ее собирать недостающее. Если пчела находит богатый источник пыльцы, то по возвращении в улей она будет танцевать, мобилизуя новых сборщиц до тех пор, пока потребность в пыльце в улье не будет удовлетворена.
После этого часть пчел переходит на сбор нектара, а другая продолжает заготавливать пыльцу впрок. Если в пыльце и в воде недостатка нет и прополис не требуется, то пчела, как правило, носит нектар. Сбор нектара — основная работа пчел-сборщиц. Наблюдения показали, что 58% пчел несут только нектар, 25%—только пыльцу и 17%—пыльцу и нектар. Если пасека сильно удалена от массива медоносов, то пчелы находят цветущие растения после того, как первые цветки на них уже отцвели, а эти цветки выделяют нектара больше, чем все последующие.
После этого им надо добраться до улья и танцами мобилизовать своих сестер для работы на найденном поле, для чего потребуется столько же времени, пока начнется регулярная работа. Это еще одно доказательство в необходимости подвозки пчел как можно ближе к цветущим массивам Но следует учитывать, что при наличии хороших медоносов рядом с пасекой, пчелы могут не долететь до них.
Мы часто наблюдали, как пчелы работали на цветущих сорняках (гулявник, одуванчик) и около недели не посещали цветущие растения такого сильного медоноса, как фицелия, которые росли в 1000 м от пасеки. Поэтому для эффективного использования пчел, пасеку надо очень близко подвозить к массиву и правильно располагать на ней ульи, чтобы насекомые могли равномерно охватить всю площадь. 30 Молодая пчела постепенно и до конца жизни становится сборщицей корма, воды, прополиса, оставляя работы в улье. Работает она до тех пор, пока может жить, а когда чувствует приближение конца, то последним усилием сами выбрасывается из гнезда, чтобы сестры не тратили на это время и энергию.
Пчела всегда стремится умереть вне гнезда, поэтому зимой из летка выбрасываются больные или просто старые пчелы. Летом и весной можно увидеть на пасеке ползающих бескрылых пчел, или с крыльями, но не могущих летать — они нашли в себе силы, чтобы выбраться из улья для гибели. Такая картина наблюдается на пасеке, пораженной акарапидозом, варроатозом, параличом и другими болезнями, истощающими организм пчел, что еще раз подтверждает: жизнь каждой особи принадлежит семье. Во имя семьи больные пчелы выбрасываются из гнезда, чтобы не заразить остальных. Те пчелы, которые не успевают вылететь, падают мертвыми на дно улья их сестры выбрасывают трупы наружу.
Если семье необходимо срочно усилить группу пчел занятых работой в улье, то делается это за счет молодых полевых пчел. Они возвращаются к работам в улье, т. к. знают потребности семьи и лучше приспособлены для этой цели, чем старшие пчелы, давно специализирующиеся на сборе нектара и пыльцы.